Теплая керамика кирпич
03.06.2016
Прямо противоположный прием - активизация контрапунктов, сочетающихся с основной мелодией, вплоть до их выдвижения на передний план. Такой контрапункт появляется в разработке темы, заимствованной из дуэта Хозе и Кармен. Его основу составляет последовательное хроматическое восхождение баса, намеченное самим Бизе. Но в редакции Щедрина этот голос обретает облик экспрессивной мелодии, конкурирующей с основным тематическим материалом. И это становится особенно очевидным, когда данный контрапункт передается от виолончелей к скрипкам по принципу вертикально-подвижной перестановки голосов. Возможно вас заинтересует теплая керамика кирпич.
Разумеется, в полной мере музыкально-пластический жест, присущий музыке Бизе, выявляется с помощью многочисленных инструментов ударной группы. Естественно, что проще, нагляднее проявляется роль ударных как эффективнейшего средства активизации ритмического начала. Однако эта роль отнюдь не сводится к механическому отчеканиванию ритма. Функции ударных оказываются в этой партитуре весьма сложными и многоплановыми. И прежде всего потому, что Щедрина не удовлетворило простое сложение мелодической линии, аккомпанемента и ритмического рисунка, выбиваемого батареей звенящих, щелкающих, цокающих, шуршащих, трещащих и иных звучаний, которым, порой, нелегко подобрать словесный эквивалент. Речь идет о своеобразной активизации пластического жеста, выраженного в мелодии, в звучаниях ударной группы. Иными словами, ансамбль «струнные - ударные» предполагает не простую смесь в общем-то чужеродных звучаний, а органическое взаимодействие. И суть этого взаимодействия сказывается в том, что ударные принимают активнейшее участие в становлении и развитии едва ли не всех слагаемых музыкальной ткани. Так весьма велика в партитуре «Карменсюиты» их роль как красочного фона, создающего своеобразную расцветку ткани музыки. В этой роли особенно активно использован вибрафон с его специфическим колеблющимся звучанием. Так в развитии темы танца «Оле» вторжения медленных пассажей вибрафона подобны тонким цветовым мазкам, нанесенным на графический рисунок, созданный движением основной линии.
|