Насос к 80-65-160
03.06.2016
Насколько же возрастают трудности, коль скоро мы обращаемся к музыке, творимой в наши дни, в том числе к созданиям такого мастера, как Родион Щедрин, синтезировавшего в своем творчестве едва ли не все направления, утвержденные долгим путем развития русской» музыки и прежде всего музыки советской.
Совершенно очевидна связь музыки Щедрина с традицией эпического симфонизма в ее современном, действенном выражении. Сочинения Щедрина представляют его собственный взгляд на мир, раскрывают оригинальную концепцию, но концепция эта не декларируется открыто в гордом провозглашении своего credo, она естественно вытекает из развития образов, в каком-то смысле отстраненных от их создателя, когда личность композитора сказывается в отборе и рациональной организации звукообразов, подсказанных композитору самой-жизнью. Для него важнее схватить, уловить, запечатлеть неповторимые проявления жизни в музыкальных звучаниях, нежели зафиксировать изменчивые и пристрастные реакции своего внутреннего «я». Симфонии и концерты к 80-65-160 для оркестра Щедрина напоены звучаниями и ритмами современности - они представляют саму жизнь, переменчивую, разноголосую, всегда неожиданную в своих свершениях.
Вместе с тем, трудно отрицать в симфонической музыке Щедрина роль субъективного самовыражения, которое может проявляться порой более скрыто, замаскированно, но порой и определеннее - вплоть доострейшей экспрессии, напоминающей о романтической традиции. И нужно признать, что эволюция творчества Щедрина все более явно утверждает возросшую роль субъективного начала, все более раскрывает его интерес к судьбе человека в современном мире. Роль этой темы современного искусства отчетливо сказалась уже во Второй симфонии, в чем-то продолжившей малеровскую традицию.
|